Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Итоги совместного проведения лабораторных практикумов по физике школьниками МОУ СОШ № 15 (г. Вышний Волочек) и кафедрой теплофизики ТГТУ (г.Тверь)

Касерес М.О., Испирян С.Р.1, Кривенко И.В.1

Тверская обл.,г. Вышний Волочек, МОУ СОШ № 15 mkaseres@rambler.ru

1Тверь, Тверской государственный технический университет, каф. теплофизики krivenko-irina@mail.ru

В связи с необходимостью подготовки школьников к ЕГЭ по физике и известными трудностями (малое количество часов по физике, недостаток лабораторного оборудования в школе и др.) кафедра теплофизики ТГТУ и МОУ СОШ № 15 (г. Вышний Волочек) сделали регулярной практику выезда школьников под руководством учителя Касерес М.О. в ТГТУ для проведения лабораторного практикума. Такие поездки постоянно проводятся с 2003 года со школьниками 9 -11 класса.

Темы лабораторного практикума выбираются таким образом, чтобы охватить большой круг вопросов, касающихся текущего раздела школьной программы. Например, один из практикумов называется «Свет – что это такое?». В его рамках выполняются в один день три лабораторные работы: «Геометрическая оптика», «Интерференция света», «Фотоэффект». В ходе выполнения лабораторных работ школьники 11 класса углубленно изучают различные взгляды на природу света и границы применимости различных теоретических представлений. Домашнее задание представляет собой набор задач ЕГЭ по теме «Оптика».

Девятиклассники, в частности, выполняют работу «Электростатическое поле на модели» с использованием электродов различной формы. Далее под руководством учителя у себя в школе они создают аналог данной лабораторной работы.

Следует отметить положительные моменты сотрудничества школы и вуза:

- лабораторный практикум помогает школьникам углубленно освоить программу по физике и лучше подготовиться к ЕГЭ;

- плодотворным является комплексное изучение различных разделов физики в рамках лабораторного практикума;

- школьникам прививаются навыки научной работы, в частности, проведения экспериментов, правильного оформления отчетов, расчета погрешностей, обработки графических зависимостей, а также анализа полученных результатов;

- общение школьников и преподавателей вуза, работа в лабораториях университета способствуют выбору в пользу данного вуза и соответствующих специальностей.