Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Педагогические концепции формирования современного научного мировоззрения выпускников старшей школы

Еремин В.С.

394055 г. Воронеж, ул. Ворошилова 31 "а", кв. 59. тел. 8-4732-61-29-79. e-mail: vsescien@comch.ru

Формирующееся постиндустриальное общество требует принципиально нового по содержанию мировоззрения вообще и научного мировоззрения, в частности. Очевидно, что требуемое научное мировоззрение обязано быть принципиально технологичным, т.е. быть предельно прагматичным, а сдругой стороны, оно обязано быть по своему содержанию предельно гуманистическим, основанным на общечеловеческих ценностях. И аргументы тому прозрачны.

Также очевидно, что оба заявленных требования к качеству современного научного мировоззрения явно антимоничны, что делает современную образовательную парадигму школы принципиально парадоксальной по своему содержанию. Тем самым в образовательном процессе школы, основной целью которого, как раз, и является формирование начал научного мировоззрения, складывается ситуация весьма похожая по своему драматизму на ситуацию в естествознании начала ХХ века. Та, известная своей парадоксальностью ситуация в естествознании разрешилась созданием мировоззренчески нового естествознания, основанного на принципиально новых теориях, включая теорию относительности, квантовую физику, молекулярную генетику, теорию информации и др., и провозгласившего принципиально новые концепции познания материального мира.

По аналогии, можно и в образовательном процессе ожидать прорыва педагогической мысли и разрешения основного парадокса образовательной парадигмы современности. Иными словами, следует ожидать рождения принципиально новой педагогики, которая в своей дидактической основе будет содержать отличные от сегодняшних педагогические концепции обучения детей в средней школе, подготавливая их к реальной жизни и творчеству в новом постиндустриальном обществе. И для этого есть все дидактические возможности, заложенные ещё в конце XIX века и всем ХХ веком трудами основателей русской философской школы, антропологической педагогики, психиатрии и работами великих естествоиспытателей сложного, основателей синергетического направления в науке.

Более чем пятнадцатилетний опыт работы учителем естествознания убеждает, что разрешение парадокса новой образовательной парадигмы общества, сопровождающегося формированием адекватного научного мировоззрения вполне возможно при построении дидактики обучения на основе следующих педагогических концепций:

1) концепция живого знания;

2) концепция антропологической педагогики;

3) концепция синергетического подхода к обучению.

Апробация заявленного триумвирата педагогических концепций дала положительный результат как по формированию начал гуманистически направленного и прагматично ориентированного научного мировоззрения выпускников средней (полной) школы, а также помогла в формировании мотивированного выбора профиля обучения в старшей школе выпускникам средней (неполной) школы.