Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Онтологический подход в образовании

Стриж И.Г.

Кафедра физиологии растений биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, 119992, Москва, Ленинские горы д.1, кор.12, тел: (495) 939-54-87; irina.strizh@mail.ru

Научно-технический прогресс последних десятилетий привел к экспоненциальному и валовому росту данных и информации, основным способом доступа к которой стал интернет. В связи с этим, часто возникающими проблемами становятся эффективный поиск и использование информации. Онтологии, зарекомендовавшие себя с античных времен в качестве подхода для интеграции данных и знаний в науке, являются одним из современных методов, позволяющих получить быстрое представление о содержимом информационного ресурса. Из основ философии известно, что онтология это наука о бытии – о природе вещей и взаимосвязях между ними. В контексте информационных технологий представления знаний, этим термином можно определить механизм или способ, используемый для описания некоторой области знаний, в частности ее базовых понятий и связей между ними. Онтологический подход широко применяется в различных научных дисциплинах. В частности, современные био-онтологии представляют собой огромные англоязычные контролируемые словари терминов-концептов, касающихся, например, молекулярной функции, биологического процесса или клеточной структуры, что позволяет использовать их в качестве общедоступного учебного пособия. Следует подчеркнуть, что онтологии, являясь авторским набором концептов и взаимосвязей, могут быть созданы буквально для любого информационного ресурса от книги до базы данных и любым человеком. Важно, чтобы создаваемые онтологии были достаточно удобны и понимаемы как для людей, так и для программных систем. Можно сказать, что онтология является «машиночитаемой» моделью некоторой предметной области. Разработанные языки программирования и специальные программные обеспечения позволяют создавать прототипы интерактивных учебных систем на основе онтологий, базирующихся на материалах учебных пособий. С другой стороны, онтологии, созданные, например, учениками могут способствовать не только проверке знаний учащихся, но и реализации их способностей, поскольку разные эксперты-пользователи в зависимости от интересующей их проблемы могут создавать различные онтологии для одного и того же массива информации. Онтологии могут позволить пользователям более эффективно и даже по-новому взглянуть на имеющуюся информацию, и рассматривать ее, возможно, даже в ином контексте. Таким образом, онтологический подход может способствовать решению одной из задач современного образования, а именно подготовке специалистов, способных грамотно использовать и анализировать информацию, воссоединяя отдельные элементы в целостную картину явления.