Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Синерго-акмеологическая направленность образовательного процесса

Кленина Л.И.

kleninali@mail.ru

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе-дерации на период до 2020 сказано, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы …, как … конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике …»[1]. Таким образом, подчеркивается важность акмеологической направленности деятельности педагогов. Ведь «акмеоло-гия изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни»[2]. Обычно в школу работать учителем приходит взрослый человек, чаще всего это молодая женщина. В первые годы работы в школе у нее возникает очень много проблем. Во-первых, хочется утвердиться в своей профессии педагога, наладить требовательно-доверительные отношения с учениками, показать себя знающим специалистом в педагогическом коллективе, а во-вторых, не пропало ещё желание создать семью и утвердиться в роли жены и матери. Путь к успеху большинства людей - часто извилист, идет через кризисы, спады и отчаяние.

Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь – наполненной смыслами. В жизни каждого человека случаются периоды, когда всё кажется хаотичным. Он ощущает себя в состоянии глубокого кризиса и не знает, что делать дальше. Кризисы — это те самые остановки, во время которых человек осмысливает отрезок пройденного пути, утверждается в его значимости, иногда переоценивает ценности, ищет и находит новое в самом себе. Эти кризисы в жизни человека являются точками бифуркациями его жизненного пути. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит раз-витие личности. В период кризиса происходит осознание человеком уровня своего профессионального развития. Возникает желание повысить свою квалификация или сменить профессию, изменив свою жизнь. Происходит становление педагога как специалиста.

Философы давно обратили внимание на понятие «становление». В.Г. Буданов выделяет пять принципов становления: нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность и наблюдаемость. «Они характеризуют фазу трансформации, обновления системы, прохождение ею последовательно путем гибели старого порядка, хаоса испытаний альтернатив и, наконец, рождение нового порядка»[3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-рации на период до 2020. Электронный ресурс: pedsovet.org/content/view/5054/249/.

2. Акмеология: Учебник. / Под обш. Ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006. - 424 с.

3. Нелинейный мир науки, образования, культуры. Сборник научных трудов / Общ. ред. Г.Ю. Ризниченко, Н.В. Амосовой, Б.Б. Коваленко. – М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», Астрахань: ИПЦ «Факел», 2003. – 228 с.