|
||
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года | ||
ДокладыОсобенности влияния интернет-активности на когнитивную сферу субъектаLVCH2007@yandex.ru, Московский городской психолого-педагогический университет (РФ, г. Москва) Рассматривая Интернет-активность как модельный пример деятельности человека в информационном обществе, можно поставить вопрос о масштабах и характере изменений в познавательной сфере субъекта, происходящих под влиянием переопосредования его деятельности информационными технологиями. Изучение особенностей познавательной сферы людей, систематически и длительно опосредующих свою деятельность Интернет-ресурсами, позволит:
Когнитивная сфера представляет собой многоуровневую систему орудий и знаний. На данном этапе объектом исследования являлись преимущественно орудия (средства) познавательной активности, такие как когнитивные стили и способности, а предметом – направление динамики их показателей в зависимости от стажа сетевой активности и характера этой активности (1,2,3). Под когнитивными стилями принято понимать субъектно-стабильные способы переработки информации. Способности понимаются нами как психические орудия (средства), имеющие качественно-количественное своеобразие, которые реализуют психические функции. В развитом («ставшем») виде способности представляют собой такие субъектно-стабильные образования, имеющие одновременно индивидную, субъектно-деятельностную и личностную природу, которые обусловливают, в отличие от когнитивных стилей, эффективность деятельности (4). При определении характера сетевой активности мы исходили в данном исследовании из следующих соображений. При всем многообразии поводов обращения субъекта к Интернету в строении его деятельности сетевые ресурсы могут занимать одно из трех мест. Они могут выступать в качестве условий, в которых разворачивается исходно несетевая активность; могут служить сознательно выбранной целью, на достижение которой направлены усилия субъекта; могут побуждать и направлять активность пользователя, не имеющей внесетевого воплощения. В зависимости от того, чем для пользователя является Интернет - условием, целью или мотивом - его сетевая активность будет обладать, соответственно, статусом операции, действия или деятельности. Соответственно, были сформированы три экспериментальные группы: пользователи сетевых ресурсов; разработчики Интернет-ресурсов; «жители» Интернета. Экспериментальную выборку составили 296 человек от 17 до 40 лет со стажем Интернет-активности: 1) свыше 3-х лет: 2) от полугода до трех лет. В качестве контрольной группы участвовали «непользователи» сети, (обращающиеся к интернет-ресурсам не более 1,5 часов в неделю со стажем обращения менее полугода), студенты от 17 до 23 лет, объем выборки- 30 человек. Изучение особенностей когнитивных стилей проводилось с помощью следующих методик: методика Уиткина на полезависимость- поленезависимость; методика Гарднера в модификации Колги на аналитичность-синтетичность; методика Кагана на импульсивность-рефлексивность. Изучение способностей проводилось с помощью теста продвинутых матриц Равена и методики диагностики мнемических способностей Черемошкиной. Для изучения сенсомоторных показателей геймеров использовался метод измерения времени лево- и право полушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые стимулы в модификации А.А.Савченко. Полученные результаты показывают наличие и специфику влияния различных видов Интернет-активности на когнитивную сферу субъекта.
Литература
|