Всероссийская научная конференция
Наука – школе:
новые тенденции в образовании 

 
Москва, МГУ, 9 октября 2010 года

Доклады

Анализ сформированности ключевых компетенций учащихся общеобразовательной школы

Горбатюк С.Ю.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 15 г. Якутска Республики Саха (Якутия), Россия; E-mail: sgorbatuk@list.ru

Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа», провозглашенной Президентом Российской Федерации, рассматривается на основе перехода к компетентностной образовательной модели. В данном контексте результатом образования является уровень сформированности компетенций обучающихся.

Учителями нашей школы осуществлены попытки разработать и апробировать комплекты диагностических контрольных работ, проверяющих уровень сформированности ключевых компетенций учащихся.

К ключевым компетенциям мы отнесли: учебно-познавательную, информационную, ценностно-смысловую, здоровьесберегающую, социальную; определили умения, составляющие каждую компетенцию, критерии, показатели и уровни сформированности ключевых компетенций.

В совокупности диагностическая контрольная работа показала, что уровень сформированности учебно-познавательной компетенции имеет тенденцию к понижению в старших классах; умение работать с информацией находится на низком уровне в основной и старшей школе, в начальной школе - на среднем уровне; уровень моральных ценностей в начальной школе - выше среднего, в основной и старшей школе - ниже среднего; уровень сформированности здоровьесберегающей компетенции в начальной школе находится на высоком уровне, в среднем и старшем звене – на среднем; в начальной школе уровень сформированности социальной компетенции - высокий, в основной и старшей школе – ниже среднего.

Общий уровень сформированности ключевых компетенций показал отрицательную динамику. Если в начальной школе он составлял 76% (средний), то в основной и старшей школе стал ниже среднего (от 66 до 60%).

На наш взгляд, причин такого положения несколько. Во-первых, формальное отношение учителей к переходу на компетентностный подход в обучении, т.к. задания ЕГЭ, к которому готовят учеников, в основном проверяет ЗУН-ы. Во-вторых, отсутствуют учебно-методические комплекты по предметам, основанные на государственных стандартах, для реализации компетентностного подхода. В третьих, нет контрольно-измерительных материалов и единой шкалы для диагностики уровня сформированности ключевых компетенций. Поэтому очень важно, чтобы в новых стандартах была учтена данная проблема, что помогло бы изменить учебный процесс так, чтобы он готовил школьников к реальной будущей жизни.